Многообразие форм графического дизайна презентация

Разделы: МХК и ИЗО

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графического дизайна-полиграфическими изданиями. Познакомить с основными элементами книги.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Дать определение основных видов полиграфических изданий и основных элементов книги.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ - технологий.

Организационный момент

Вступление. Нас окружает бескрайнее море полиграфических изданий- книги, журналы, красочные календари, почтовые марки и т.д. На улицах города вокруг нас афиши, вывески. Все это вместе - формы графического дизайна.

Полиграфия началась в Европе в XV веке с книгопечатания, вобрав в себя искусство рукописной книги. В России Иван Федоров напечатал первую книгу "Апостол" в 1564 году. С тех пор книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий. Совершенствовался процесс печати, росло многообразие печатной продукции, а суть композиционного творчества оставалась неизменной.

Можем ли мы считать книгу синтетическим искусством и почему?

Ответы детей: В разных видах полиграфических изданий разное соотношение текста и иллюстраций, но в любом случае это соединение слова и изображения. Значит , книга является триединством литературы, графики и дизайна. Мы можем назвать книгу синтетическим искусством.

Сегодня мы поговорим с Вами о книге, ее разновидностях и ее устройстве.

Ход урока

Слайд 1, 2 (Приложение 1.)

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Многообразие форм графического дизайна".

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

6. Буква - строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

8. Многообразие форм графического дизайна

Слайд 3.

Книга - базовое понятие в полиграфии и основной вид полиграфической продукции.

Книга - самое развитое изделие полиграфии. Если какие-то элементы книги отсутствуют, то уже имеем другой вид изделия полиграфии по нисходящей. Например: брошюра - мягкая обложка, буклет - многосгибная тетрадь, газета - односгибная тетрадь, листовка - двусторонне запечатанный лист, плакат - односторонне запечатанный лист.

Книга - это не только носитель информации, но и событие в жизни многих людей.

Книга - базовое произведение полиграфии.

Слайд 4.

Различают несколько видов книг в зависимости от их оформления.

Книга с двойным входом (аллигат, книга-перевертыш) - книжное издание, содержащее два текста, которые начинаются с обеих сторон обложки или переплетной крышки, при этом каждый из текстов имеет свой титульный лист и свою пагинацию.

Книга со "своим" форзацем - у нее в качестве форзацев использованы первый и последний листы книжного блока.

Слайд 5.

Книга в мягкой обложке - в качестве переплета у нее вместо переплетной крышки использована мягкая обложка, как у брошюр.

Инкунабулы - книжные издания раннего, "колыбельного" периода книгопечатания (условно до 1 Января 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.

Рукописная книга - памятник письменности, относящийся преимущественно ко времени до возникновения книгопечатания. В религиозных храмах и монастырях изготовление и хранение рукописных книг находило и находит широкое применение

Слайд 6.

Оформление книги и книжных изданий всегда индивидуально. Книжное издание состоит из книжного блока, переплетной крышки или обложки, дополнительных составных элементов конструкции самого издания и элементов его оформления.

Книжный блок состоит из тетрадей, подобранных в порядке следования страниц, скрепленных между собой в корешке и обрезанных с трех сторон. Это комплект, скрепленных по корешку тетрадей или отдельных листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.

Слайд 7.

Элементы книги многочисленны, и каждый имеет специальное название.

Мы рассмотрим лишь самые значительные:

  • Переплет
  • Форзац
  • Титульный лист
  • Шмуцтитул
  • Разворот

Слайд 8.

Переплетная крышка - плотная оболочка книги, которая состоит из передней и задней сторонок, соединенных между собой в корешке. Переплетная крышка - основная часть переплета книги, изготовленная из цельного листа картона или картонных сторонок, оклеенных покровным переплетным материалом; соединяется с книжным блоком обязательно при помощи форзацев. Сторонки могут быть покрыты и печатной бумажной обложкой.

Переплет - прочное покрытие издания, содержащее ряд его выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающий сохранность книги.

Слайд 9.

Корешок - край блока (книги, брошюры, журнала). Место, где скреплены все технологические элементы издания (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.).

Каптал - хлопчатобумажная или шелковая тесьма шириной до 10 мм с утолщенным цветным краем. Наклеивается на концы корешка книжного блока, чтобы скрепить его края и ликвидировать промежуток между корешком блока и переплетной крышкой при закрытой книге. Имеет также декоративное назначение: каптал, подобранный под цвет переплета книги, - это элемент ее художественного оформления (украшения).

Слайд 10.

Форзац - четырехстраничный лист бумаги, одна сторона которого приклеивается к внутренней стороне переплетной крышки, а другая, в большинстве книг, узкой полоской у корешка - к первой и последней страницам издания.

Нахзац - элемент издания в виде односгибного листа бумаги или конструкции из двух листов, скрепляющий книжный блок с задней сторонкой переплетной крышки.

Слайд 11.

Титульный лист - начальный разворот книги. Несет основную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресата (для кого эта книга) и др.

Может включать изобразительный элемент

Слайд 12.

Разворот - это две развернутые страницы

Развороты содержат примеры всевозможного расположения текста ( в одну или несколько колонок) и изобразительного материала ( иллюстраций, линий, орнаментов и др.)

Слайд 13.

Шмуцтитул - лист, делящий книгу на части, разделы или главы.

Содержит их название, часто сопровождается иллюстрацией.

Слайд 14.

Обложка - бумажная иллюстрированная или текстовая покрышка издания, предохраняющая его страницы от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведений и служит элементом внешнего оформления.

Полоса - запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещаются текст, иллюстрации.

Слайд 15.

Поля страницы - незапечатанные участки на странице вокруг полосы, размеры которых определяются разницей форматов полосы и издания. Каждая страница имеет четыре поля: верхнее (головочное), нижнее, наружное (переднее) и внутреннее (корешковое).

Пропорция страницы - соотношение ширины и высоты страницы издания; непосредственно связана с его форматом.

Слайд 16.

Колонцифра - цифра (число), обозначающая порядковый номер страницы печатного издания. Набирается обычно вверху или внизу полосы издания с выключкой к переднему полю страницы, иногда к корешковому полю или по середине.

Концевой титульный лист (колофон) - последняя страница издания с его выпускными данными.

Оборот титульного листа (оборот титула) - оборотная сторона титульного листа, на которой размещают некоторые элементы выходных сведений (например, знак охраны авторского права, стандартный международный номер книги).

Слайд 17.18.

Подготовка книги к переплету и переплет книги. Обрезка книги и обработка корешка.

Слайд 19

Дизайн книги начинается с создания макета. Свой замысел художник воплощает в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы.

Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии- текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги

Слайд 20.

При макетировании переплета, титульного листа, разворота должна быть выделена графическая доминанта (например : заглавие, фрагмент текста, иллюстрация)

Слайд 21.

Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не "как попало", а в определенном композиционном порядке.

Один и тот же порядок, примененный несколько раз, называется модулем.

Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги

Слайд 22.

Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии или динамического равновесия.

В книге текст в основном печатается на белом фоне, а в журнале - на цветном, так как цветовая композиция делает их выразительнее. Важно, чтобы фон не был чересчур ярким и "не забивал текст", чтобы дисгармонией цветовых пятен не разрушать целостность разворота.

Слайд 23.

Задание 1.

1. Выбрать литературное произведение

2. Выбрать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги

3. Распределить элементы книги по участникам проекта

4. Выполнить макет обложки книги, титульного листа разворота

Слайд 24.

Для выполнения задания выберите программу в которой Вам будет удобней работать.

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Ответы учеников. (С разными видами полиграфических изданий, с элементами книги (могут перечислить) и технологией создания книги.)

Просмотр работ и анализ.

Список литературы

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.


Источник: http://festival.1september.ru/articles/600468/


Закрыть ... [X]

Многообразие форм полиграфического дизайна. Дизайн книги - Без каблуков с чем носить



Многообразие форм графического дизайна презентация Многообразие форм графического дизайна презентация Многообразие форм графического дизайна презентация Многообразие форм графического дизайна презентация Многообразие форм графического дизайна презентация Многообразие форм графического дизайна презентация Многообразие форм графического дизайна презентация